
Туристско-краеведческая деятельность

План туристско-краеведческой работы в МБОУ гимназии №3 г. Грязи
2024-2025 учебный год
1. Организационно-массовая работа |
|||
1 |
Назначение ответственного за туристско-краеведческую работу в МБОУ гимназии №3 г. Грязи |
сентябрь |
Директор школы |
2 |
Создать кружок «Родные просторы» туристско-краеведческой направленности. |
сентябрь |
Щегрова Н.И., учитель географии |
3 |
Неделя туризма, посвященная Международному Дню туризма (27 сентября):
|
Последняя неделя сентября |
Щегрова Н.И., учитель географии, Жерновая М.И., учитель физической культуры, Рычкова Г.В., учитель истории, Классные руководители |
4 |
Принять участие во всероссийском конкурсе исследовательских краеведческих работ «Отечество» |
в течение года |
Щегрова Н.И., учитель географии, Рычкова Г.В., учитель истории, Сосновская М.Р., руководитель НОУ «Поиск» |
5 |
Встречи с ветеранами войн, посвященные Дням воинской славы (15 февраля, 23 февраля ,9 мая) |
В течение года |
Попова М.В., заместитель директора |
6 |
Музейный час к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда |
Январь |
Классные руководители 1-11 классов |
7 |
Музейный час к 10-летию со дня воссоединения Крыма с Россией. |
Март |
Классные руководители 1-11 классов |
У |
Экскурсионные поездки учащихся по городам области и России (Казань, Санкт-Петербург, Тула, Волгоград и др.). |
В дни каникул |
Попова М.В., заместитель директора, Круглов В.В., старший воспитатель, Полухина М.С., советник директора по воспитанию |
9 |
Принять участие всероссийском конкурсе обучающихся на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации. |
В течение года |
Классные руководители 1-11 классов |
10 |
Участие команды и учащихся школы в районном туристском слете. |
Июнь |
Жерновая М.И., учитель физической культуры |
2. Учебно-методическая работа. |
|||
1 |
Разработать и утвердить дополнительную общеразвивающую программу туристско-краеведческой направленности «Родные просторы» |
Сентябрь |
Щегрова Н.И., учитель географии |
2 |
Оформить сменный уголок по туризму и краеведению. |
Сентябрь |
Щегрова Н.И., учитель географии |
3 |
Разработка маршрутов походов по району. Создание банка данных по маршрутам. |
В течение года |
Щегрова Н.И., учитель географии |
4 |
Составление и пополнение банка паспортов экскурсионных объектов своего населенного пункта, района, края |
В течение года |
Щегрова Н.И., учитель географии |
5 |
Обучение детского туристско-краеведческого актива к школьному туристскому слету, выполнению поисковых заданий. |
В течение года |
Жерновая М.И., учитель физической культуры, Щегрова Н.И., учитель географии |
3. Пропаганда туризма и краеведения |
|||
1 |
Организовать фотовыставки: - «Край родной, навек любимый», - «Наши путешествия», - «Из похода возвратясь…», - Конкурс стенгазет . |
В течение года |
Попова М.В., заместитель директора, Щегрова Н.И., учитель географии |
2 |
Неделя краеведения |
Март |
Щегрова Н.И., учитель географии, Жерновая М.И., учитель физической культуры, Рычкова Г.В., учитель истории, Классные руководители |
3 |
Школьный туристско-краеведческий вечер |
Май |
Попова М.В., заместитель директора, Щегрова Н.И., учитель географии, Жерновая М.И., учитель физической культуры, Рычкова Г.В., учитель истории, Классные руководители |
Информационная справка
о туристско-краеведческой работе в МБОУ гимназии №3 г. Грязи
Туристическо-краеведческая деятельность в МБОУ гимназии №3 г. Грязи строится на основе Плана туристско-краеведческой работы, планов работы классных руководителей. Туристическо-краеведческое образование направлено на познание своего края, физическое и духовное развитие, оздоровление, воспитание самостоятельности, приобщение к трудовым и прикладным навыкам.
Туристическо-краеведческая деятельность способствует расширению кругозора и углублению своих знаний по различным предметам. Организация работы по данному направлению строится совместно со специалистами районной, школьной библиотек и ЦРТДЮ г. Грязи.
Основными формами туристическо-краеведческого воспитания являются:
Кратковременные экскурсии (1-3 часа);
Однодневные выездные экскурсии;
Однодневные походы;
Беседы, квесты, мастер-классы.
В МБОУ гимназии №3 г. Грязи ежегодно в сентябре проводится традиционное воспитательное мероприятие «День туриста». Все обучающиеся школы в этот день идут в поход на природу в спортивной форме, с рюкзаками. В течение Дня организуются спортивные эстафеты, конкурсы, разжигание костра и приготовление еды на костре. Данное мероприятие очень любят школьники и всегда ждут его с нетерпением.
Ежегодно обучающиеся становятся участниками образовательных маршрутов. В последнее время количество образовательных маршрутов туристическо-краеведческого направления значительно увеличилось, особенно выездных, за пределы школы и района. Большую роль в увеличении туристических поездок за последние 2 года сыграла государственная программа приобщения молодёжи к культуре «Пушкинская карта». Все обучающиеся школы в возрасте от 15 лет имеют «Пушкинскую карту» и пользуются возможностью совершать экскурсионные поездки в кинотеатры и музеи нашей страны.
Образовательные маршруты 2024-2025 гг.
Название маршрута |
Описание маршрута |
Год проведения |
Экологический образовательный маршрут «Удивительное рядом» |
Образовательный маршрут направлен на знакомство с историей г. Грязи и Грязинского района. |
Ежегодно |
Образовательный маршрут «Храм Александра НЕеского» |
В ходе маршрута обучающиеся знакомятся с архитектурой, внешним и внутренним устройством храма г. Грязи |
Ежегодно |
Образовательный маршрут «Река Байгора» |
Маршрут проходит в форме экскурсии на реку Байгора, где обучающиеся и воспитанники знакомятся с топонимикой названия реки, особенностями течения, режимом и хозяйственным использованием. Дают гидрологическую характеристику. |
Ежегодно |
Выездной образовательный маршрут в с. Двуречки «Герои Грязинского района» |
Посещение музея в с. Двуречки, родине пяти Героев Советского союза. |
2024 год |
Образовательный маршрут «Елецкие кружева» |
Посещение Музея кружева. Знакомство с народным творчеством. |
2024 год |
Образовательный маршрут «Санкт-Петербург – культурная столица России» |
Посещение исторических музеев и дворцов, знакомство с историей блокады Ленинграда. |
2024 год |
Образовательный маршрут «Москва – столица нашей родины» |
Посещение Красной площади г. Москвы, ВДНХ, колеса обозрения, московского метрополитена. Посещение Музея Победы. Экскурсия «Подвиг народа: от Бреста до Берлина» |
2025 год |
В рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Родные просторы» в гимназии №3 г. Грязи организована работа кружка «Родные просторы» для учащихся 8-11 классов:
- литературные семейные встречи;
- мастер-классы;
- помощь в подготовке проектных, творческих и исследовательских работ;
- совместные экскурсии и праздники;
- творческие мероприятия.
Литературный семейный вечер «Оживляя семейные традиции»
Участники делились семейными традициями и обычаями, выполняя увлекательные задания:
- «Путешествие по следам маминых снимков» — угадывание историй по детским фотографиям;
- «Тайны семейного стола» — рассказы о кулинарных традициях.
Мероприятие подчеркнуло ценность семейных традиций как основы преемственности поколений, сохранения истории и уникальности каждой семьи.
Экскурсия в Центр романовской игрушки.
Цель: познакомить учащихся с народным промыслом Липецкого края — романовской игрушкой.
Дети не только узнали об истории ремесла, но и приняли участие в мастер-классе, расписав новогоднюю игрушку-ёлочку в традиционной технике.
Творческий проект «Генеалогическое древо»
На защите проектов участники представили:
- фотогазеты;
- презентации;
- фотоальбомы;
- рисунки и доклады.
Проект способствовал развитию исследовательских навыков, творчества и углублению знаний о семейной истории.
Исследовательская работа «Герои войны — наши земляки»
Цель: собрать информацию о родственниках — участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла.
Родители и дети совместно изучали семейные архивы, письма и фотографии, что позволило сохранить память о подвигах предков.
Итоги:
Мероприятия способствовали укреплению семейных связей, развитию интереса к истории родного края, а также формированию патриотизма и творческой активности учащихся. Совместная работа детей и родителей стала основой для духовно-нравственного воспитания и культурного обогащения.
Анализируя организацию туристическо-краеведческой работы в МБОУ гимназии №3 г. Грязи, необходимо отметить, что в основном все образовательные маршруты направлены на расширение кругозора и приобретение новых знаний.